Лицензирование

Наша компания предлагает услуги в области лицензирования следующих видов деятельности:

• аудиторская деятельность; 
• строительные лицензии;
• лицензии на образовательную деятельность;

Деятельность без лицензии Правовые последствия

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) и ФЗ РФ "О лицензировании" отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии. Право юридического лица осуществлять такую деятельность возникает только с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок, поэтому уплата лицензионного сбора, естественно, не дает еще права заниматься лицензируемой деятельностью.
Согласно законодательству, если деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение (лицензия), осуществляется без указанного разрешения, такая деятельность должна рассматриваться как незаконная. 
При этом за осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без наличия такого специального разрешения предусмотрены различные виды ответственности.
Прежде всего Гражданский кодекс РФ особо выделяет возможность принудительной ликвидации юридического лица по решению суда, которая является исключительной мерой ответственности. С требованием о ликвидации в суд могут обратиться государственные органы или органы муниципального самоуправления (пункты 2, 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ). Необходимо, чтобы право на предъявление такого требования было предусмотрено законом. Хотелось бы отметить, что указанные дела о ликвидации подведомственны арбитражным судам. Что касается сделок, совершенных за период отсутствия лицензии, то они отнесены к числу оспоримых, т. е. могут быть признаны недействительными только судом при условии, что вторая сторона знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (ст. 173 ГК РФ). Последствием признания такой сделки недействительной является двусторонняя реституция, т.е. каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (п. 2 ст. 167 ГК РФ). Требование о признании сделки недействительной может предъявить наряду с самим юридическим лицом или его учредителем (участником), не получившим лицензию, также государственный орган, осуществляющий обязательный контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Согласно Налоговому кодексу РФ задачей государственных налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством.
В целях реализации этой задачи налоговые органы используют свои властные полномочия с тем, чтобы обеспечить действенный контроль за соблюдением плательщиками налоговых законов, невыполнение которых влечет за собой предусмотренную налоговым законодательством ответственность.
Вместе с тем налоговые органы вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, а также о взыскании необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий. 
Однако необходимо учитывать тот факт, что полномочия, которыми налоговые органы наделены для решения стоящих перед ними задач по контролю за соблюдением налогового законодательства, не могут быть реализованы в сфере лицензирования, так как контроль за соблюдением порядка и условий лицензирования законодательством не отнесен к ведению налоговых органов. 
Указанный контроль за соблюдением порядка и условий лицензирования возложен на различные территориально-отраслевые органы администраций краев, областей, автономных областей, городов федерального значения, выдавших лицензию. 
К примеру, Московская лицензионная палата является юридическим лицом и вправе выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде в качестве государственного органа исполнительной власти в защиту государственных и общественных интересов. 
При установлении видов деятельности субъектов лицензирования без надлежаще оформленной лицензии лицензионные органы самостоятельно предъявляют арбитражные и судебные иски, в том числе по применению санкций за осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии. 
Помимо этого, контрольные органы (Контрольное управление Московской лицензионной палаты, контрольные подразделения органов лицензирования и другие государственные и территориальные органы, в пределах прав, предоставленных им законодательством) при выявлении случаев осуществления деятельности без лицензии могут направлять материалы в прокуратуру для применения к юридическим лицам (предпринимателям без образования юридического лица) мер ответственности. 
Если же говорить о налоговых органах, то при выявлении ими фактов осуществления деятельности юридическими лицами без получения лицензии они сообщают об этом (например, могут направить материалы проверок) в уполномоченные органы по лицензированию отдельных видов деятельности, в органы прокуратуры и правоохранительные органы. 
Статьей 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное предпринимательство, а именно осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, или если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
То же деяние, совершенное организованной группой; сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере; совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца либо без такового.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Иннограду подыскивают юридический адрес .................................

Президент внесет в Думу законопроект об особом правовом статусе Сколкова

Главная интрига – как в документе будут описаны границы иннограда и впишется ли в них бизнес-школа «Сколково». По сути дела, там уже сейчас можно регистрировать в качестве юридических лиц инновационные компании, претендующие на участие в президентском проекте. Юридические лица, зарегистрированные на территории Сколкова, будут пользоваться особыми таможенными и налоговыми льготами.

Подробнее...

Отсутствие контрагента по юридическому адресу не доказывает нарушение налогоплательщиком Закона

В Постановлении от 11.05.2010 г. по делу № А45-18103/2009 ФАС Западно-Сибирского округа пришел к следующему выводу: то что предприятие предоставило в ИФНС данные о своем контрагенте с указанием юридического адреса, по которому контрагент отсутствует, не свидетельствует о направленности деятельности налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.

 

Подробнее...